Понедельник, 20.05.2024, 03:37
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Лекции по Истории Казахстана [22]
Тематические лекции для подготовки к ЕНТ, ВОУД по Истории Казахстана
Таблицы, схемы по Истории Казахстана [16]
Таблицы, опорные схемы по Истории Казахстана для подготовки к текущему контролю, ВОУД, ЕНТ.
Тематический контроль по Истории Казахстана [45]
Вопросы из тестовой базы ЕНТ по Истории Казахстана для самоподготовки к текущему контролю, ВОУД, ЕНТ
Карты по истории Казахстана [6]
Темы научных работ по Истории Казахстана [1]
Темы проектов по культуре Казахстана в новое время для 8 классов
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ [15]
Основные темы и вопросы для итогового повторения
Пробное тестирование [68]
Варианты пробного тестирования 2011 - 2012гг. по Истории Казахстана
Текущий и итоговый контроль [15]
Форма входа
ВНИМАНИЕ!
Сейчас на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Какой вид работы с материалом Вы считаете наиболее эффективным при тематической подготовке к ЕНТ по?
Всего ответов: 1452
Поиск
Ваш IP-адрес:
Узнай свой IP адрес
Главная » Файлы » ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА » Лекции по Истории Казахстана

Культура Казахстана в XIX - начале XXвв.
26.03.2012, 23:56

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

 РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

 В 1841г. в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на татарском и русском языках. Основной целью открытия в Казахстане в первой половине XIX в. русско-казахских школ и училищ была подготовка служащих для колониальной администрации. В деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании народном языке.

Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям восстания И. Тайманову и М. Утемисову выражал В.И.Даль. В повести «Бикей и Мауляна» В.И. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края.

Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов вызвал труд А.С.Пушкина «История Пугачевского бунта». В этом произведении содержится сведения об участии казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. А.С.Пушкин в 1833 г. для сбора материалов о Пугачевском восстании был в Оренбурге. В городе Уральске он сделал записи казахской поэмы « Козы-Корпеш - Баян Сулу».

В 40-х гг. XIX в. в изучение водного бассейна Каспия и Арала большой вклад внесли экспедиции Бутакова и Карелина. Экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Бутакова в 1848-1849 гг. изучала бассейн Аральского моря.

В первой половине XIX в. русским ученым А.Левшиным было написано трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей»

По силе таланта среди казахских поэтов первой половины XIX в. на первом месте стоит имя поэта-воина Махамбета. Стихи Махамбета Утемисова являются летописью восстания 1836-1838 гг. и помогают увидеть причины и цели движения. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в дружбе с русским народом. В качестве воспитателя ханского наследника Махамбет в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге.

Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш - Баян Сулу» был записан Шоже Каржау-байулы. В XIX в. воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья Суин-бай.

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА. ШОКАН УАЛИХАНОВ.

 

Во второй половине XIX века на ход изучения Казахстана русскими учеными повлияли потребности освоения богатств края.

Востоковед, академик В.В.Радлов, владея казахским языком, собирал произведения казахской народной литературы и опубликовал «Образцы народной литературы тюркских племен».

Историю Казахского ханства в XV-XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII в. написал русский ученый, востоковед В.В.Вельяминов-Зернов.

Украинский кобзарь Т.Г.Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку на полуострове Мангышлак, в стихотворении «Мои думы» он сравнивает жизнь казаха и украинца.

Годы жизни великого казахского ученого Шокана Уалиханова 1835-1865 гг. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении Мухаммед-Канапия.

В 1847 г. 12-летний Шокан поступил учиться в лучшее учебное заведение Сибири - Сибирский кадетский корпус в городе Омске. В 1853 г. 18-летний Шокан закончил Омский кадетский корпус в офицерском звании корнета. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением восточных средневековых хроник.

Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара...», в котором содержится анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана, является результатом путешествия Шокана Уалиханова в Кашнарию. Ш.Уалиханов записал эпический цикл «Манас» и тем самым сохранил его для киргизов. Последний труд Ш.Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи, опубликован в 1865 г.

Казахский ученый второй половины XIX века Ш. Уалиханов за огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии заслужил мировое признание.

До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях.

Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» принятые в 1867 г. Оренбургским губернатором. Еще более усложнило работу мектебов и медресе правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан», которое внесло изменение в деятельность религиозных школ. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях. Открытие в Казахстане конфессиональных школ, в частности, мектебов и медресе, санкционировалось только генерал-губернатором. В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего, преподаванию русского языка. Мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями военных губернаторов. Правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников «пантюркизма и панисламизма».

В конце XIX века правительство на просвещение в Казахстане тратило от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения.

В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила революция 1905-1907 гг.

Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце XIX в. учитывала лишь грамотных лиц, получивших образование в русских и русско-казахских школах. В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от Тургайской области.

В 1883г. первая общественная библиотека в Казахстане была открыта в городе Семипалатинске. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии.

 

ЫБЫРАЙ АЛТЫНСАРИН. АБАЙ КУНАНБАЕВ.

 

Ыбырай Алтынсарин в 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии.

В 1879 году Ыбрай Алтынсарин бал назначен инспектором школ Тургайской области.

Ыбырай Алтынсарин является основоположником женского образования в Казахстане. Одним из его достижений в развитии женского образования в Казахстане является открытие в городе Иргизе школы-интерната для казахских девочек.

Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ в Казахстане во второй половине XIX в. является одним из направлений деятельности Ыбырая Алтынсарина. Ыбырай в своем завещании оставил принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Тургая.

Учебное пособие Ыбрая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» была предназначена для казахских детей, обучающихся в русско-казахских школах. «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению арабской графики из казахской письменности. На страницах местной печати Ыбырай Алтынсарин осуждал аграрную политику царизма.

Годы жизни поэта-просветителя Абая Кунанбаева 1845-1904 гг. Одной из заслуг Абая Кунанбаева в развитии казахской литературы является то, что он был основоположником письменной казахской литературы. Замечательным памятником художественно-философской прозы Абая является «Гаклие». По предложению политических ссыльных в 1884 г. А.Кунанбайулы был избран членом Семипалатинского областного статистического комитета. На становление композиторского таланта выдающегося композитора и поэта Биржан-сала Кожагулулы оказала встреча с Абаем. Среди наиболее талантливых учеников Абая был Ш. Кудайбердыев.

 

ИСКУССТВО и МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.

 

Казахской тематике все свои значительные произведения посвятил художник Н.Хлудов.

Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки второй половины XIX века Курмангазы Сагырбайулы. Из его произведений сохранились и дошли до наших дней 60 кюев. Мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи слышатся в кюе Курмангазы «Сары арка». Свой первый кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания 1836-1838 гг. Исатаю Тайманулы.

Кюйши-композитор второй половины XIX века, основоположник лирического направления в домбровой музыке Даулеткерей Шыгайулы.

На формирование взглядов композитора Даулет-керея повлияло восстание 1836-1838 гг.

Композитор, поэт-публицист второй половины XIX в., автор текстов и музыки 70 песен - Жаяу Муса. Он сочинил музыку на стихотворение Алтынсарина «Ксл, балалар, окылык». На формирование мировоззрения поэта-публициста Жаяу Мусы оказали влияние ссыльные декабристы и петрашевцы.

Автором песен «Балхадиша», «Манмангер», «Кулагер» является великий композитор Ахан серэ Корамсаулы. Кюйши-композитор, кобызист второй половины XIX в. Ыкылас Дукенулы возродил традиции кобыза от музыки Коркута.

 

ДЕЯТЕЛИ РОССИЙСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

 

После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе в города Северного Казахстана, в крепости по Иртышу и на Оренбургскую линию. Участник восстания 1825 г. в России декабрист М.Муравьев-Апостол получил разрешение от коменданта Бухтармы лечить местных жителей.

Музей при Неплюевском кадетском корпусе, открытый в 1831 г., в городе Оренбурге демонстрировал историю края и быт населения. В собирании экспонатов музея при Неплюевском кадетском корпусе активное участие принимал хан Жангир.

Писатель Достоевский после 4-х лет каторжных работ был переведен в качестве солдата в город Семипалатинск. Здесь он встретился с Ш. Уалихановым и высоко оценил научные поиски молодого ученого.

В первой половине XIX века распространению идеи русского демократического движения среди представителей казахского народа способствовали петрашевцы.

Одна из особенностей общественной жизни Казахстана второй половины XIX века - приток участников освободительных движений. Во второй половине XIX века на территорию Казахстана были сосланы участники национально-освободительного движения 1863-1864 гг. в Польше. Польский революционер Г. Зелинский написал поэму «Киргиз» («Казах»), книга была переведена на английский, итальянский, немецкий и другие языки. Друг великого Абая С.Гросс был также представителем польского освободительного движения. Автор исследования «Материалы по юридическим обычаям киргизов» С.Гросс, сведения для своего научного труда собирал в Семипалатинской области.

Увеличению притока ссыльных революционеров способствовало принятое в 1881 г. решение правительства о распространении политической ссылки на Степное генерал-губернаторство. В 80-х гг. XIX века на общественную жизнь Казахстана благотворно повлияла ссылка на территорию Акмолинской и Семипалатинской областей народовольцев. В этот период, невзирая на полицейский надзор в городах Казахстана, организовывались народовольческие кружки.

Наибольшая концентрация политических ссыльных в Казахстане конца XIX века наблюдалась в областях Акмолинской и Семипалатинской.

В сборе и систематизации материалов общественно-политической, экономической жизни казахского народа весомой была роль созданных в 80-х гг. XIX века областных статистических комитетов. А.Кунанбайулы был избран членом Семипалатинского областного статистического комитета. В 1900 г. Абай в издании статистического комитета публикует свои «Заметки о происхождении родов Средней киргизской орды»

Во второй половине XIX века политические ссыльные внесли большой вклад в организацию дела просвещения в Казахстане. В этот период в крупных городах Казахстана по инициативе ссыльных революционеров открылись несколько публичных библиотек. На становление периодической печати в Казахстане в конце XIX века большое влияние также оказали политические ссыльные.

В сборе, систематизации материалов и в написании многотомного исследования «Материалы по киргизскому землепользованию» участвовал казахский ученый А.Букейханов.

 

 

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА НАЧАЛА XX В.

 

В начале XX века делу развития книгоиздательских центров в Казахстане оказывали содействие отделы Русского географического общества. Труды выдающихся представителей национально-демократической культуры М.Дулатова, Ш.Кудайбердыева и других впервые были изданы в начале XX века. С развитием книгоиздательского дела в 1909 г. впервые вышли избранные произведения великого мыслителя А.Кунанбаева.

В 1911 г. в городе Оренбурге под названием «Маса» вышел первый сборник произведений А. Байтурсынова. С 1913 по 1917 гг. А. Байтурсынов был редактором газеты «Казах». Под его редакцией газета публиковала статьи о насущных нуждах и задачах казахского народа. Начав издаваться с 1913 г., газета «Казах» с 1917 г. становится официальным печатным органом политической партии «Алаш».

Поэт начала XX в., пропагандист народных сказаний - дастанов и героических преданий о народных батырах Н.Байганин. Автор поэмы «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек» - Ш.Кудайбердыев был среди наиболее талантливых учеников Абая.

Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 г., положил начало открытию в Казахстане смешанных русско-казахских школ, в то же время этот закон создавал ограничения и препятствовал деятельности в Казахстане конфессиональных учебных заведений.

Являясь «рупором» царизма начала XX в., затрагивал проблемы и казахского народа официальный печатный орган областных губернаторов «Областные ведомости». В пропаганде идей просвещения и образования среди населения Казахстана в начале XX в. велика заслуга журнала «Айкап».

В начале XX в., готовило преподавательские кадры одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария.

Казахская культура начала XX в. развивалась как часть мирового культурного процесса, имела специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни.

 

Категория: Лекции по Истории Казахстана | Добавил: Фома
Просмотров: 8418 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]